Мельница

более 10 лет 2-10 на 5-15 минут

Каждый ставит по очереди свои шашки на любой из свободных кружков, стараясь сделать «мельницу» , то есть выстроить три свои шашки в ряд по прямой. Как только одному из играющих удается сделать мельницу, он снимает с доски любую из шашек противника. Когда все шашки выставлены, игроки по очереди передвигают свои шашки (по одной за ход) вдоль линий на свободный кружок, по-прежнему стараясь выстроить в ряд три шашки и снять с доски шашки противника. Мельницу можно нарушать и восстанавливать, выдвигая шашку из линии за один ход и возвращая на место в следующем ходу.

Змеи и лестницы

от 5 до 10 лет 2-10 более 15 минут

Игроки поочередно бросают кость и передвигают свои фишки на соответствующие квадраты. Если фишка окажется на квадрате с основанием лестницы, то сразу же передвигается на верхнюю ступеньку, перепрыгивая за один ход через несколько клеток. Если же фишка попадет в квадрат с головой змеи, то скатится вниз до кончика хвоста.

Морозным зимним утром

до 5 лет любое на 5-15 минут

Дети встают в круг и берутся за руки. Во время куплетов дети изображают все действия по тексту. Потом снова берутся за руки и во время припева водят хоровод.

Жил-был фермер

до 5 лет любое на 5 минут

Дети встают в круг и берутся за руки. В середине круга стоит один из участников, который играет роль фермера. Дети поют и водят хороводы вокруг фермера. В конце первого куплета фермер выбирает себе жену, вытаскивает ее из круга, и она присоединяется к нему. В конце второго куплета жена выбирает себе ребенка и т. д. по тексту.

Лондонский мост

до 5 лет любое на 5-15 минут

Дети, изображающие мост, поднимают руки и соединяют их в замке. Остальные поочередно проходят в танце под мостом. На слове «леди» руки моста опускаются и ловят того, кто оказался под мостом в этот момент. Пойманного спрашивают: «Что выбираешь — серебро или золото?» В зависимости от ответа он становится по ту или другую сторону моста, а игра продолжается в том же духе до тех пор, пока не будут пойманы все играющие. Зачастую игра заканчивается тем, что серебро и золото устраивают состязание, кто кого перетянет.

Колеса у автобуса

до 5 лет любое на 5-15 минут

Дети встают в круг и изображают все действия по тексту. Во время первого куплета они крутят руками у себя над головой, изображая колеса, во время второго имитируют звук мотора, во время третьего подражают звуку звонка, во время четвертого — плачу младенца, во время пятого — встают и садятся. При желании не составит большого труда придумать и новые куплеты.

Зоркий глаз

от 5 до 10 лет любое более 15 минут

В эту игру можно играть и вдвоем. Один из играющих говорит: «Угадайте, что углядел мой зоркий глаз. Первая буква в этом слове это

Двадцать вопросов

от 5 до 10 лет любое более 15 минут

Один из играющих задумывает предмет. Это может быть имя нарицательное (например, корабль), имя собственное (например, Титаник) или некая часть предмета (например, корма «Титаника»). Затем игрок говорит, из чего сделан выбранный им предмет, то есть какого он происхождения — животного, растительного или минерального. Поясним на конкретных примерах, что подразумевает каждая из трех названных категорий:

Кто с чем

более 10 лет 10-15 более 15 минут

Правила игры такие же, как и в игре «Двадцать вопросов».

Боттичелли

более 10 лет 10-15 более 15 минут

Один из играющих задумывает известную личность и сообщает остальным первую букву его или ее имени. Например, «м», если речь идет о Мадонне. Игроки по очереди задают вопрос о какой-либо личности или персонаже, чье имя начинается с этой буквы. Скажем, если кто-то решит, что задуман Микки-Маус, то спросит: «Может, ты герой из мультика Уолта Диснея?» Если первый игрок поймет, кого имеют в виду, то ответит: «Нет, я не Микки-Маус», после чего вопрос задает следующий. Если же он не догадается, то задавший ему вопрос имеет право спросить напрямую, скажем, так: «Ты из шоу-бизнеса?» Первый игрок должен честно ответить «да « или «нет». Тот, кто первым угадает задуманную личность, выигрывает кон и задумывает следующую. Если никто так и не сумеет «вычислить» загаданную личность в течение нескольких минут, то задумавший сообщает, кто это, и загадывает вопрос на следующий кон.

Кто я?

от 5 до 10 лет 10-15 на 5-15 минут

В этой довольно нехитрой игре угадывать приходится каждому поодиночке. Одного из участников выбирают отгадчиком, он должен удалиться в другую комнату. Остальные сообща задумывают известную личность, будь то реальную или вымышленную, живую или умершую. Вернувшись в комнату, отгадчик спрашивает: «Кто я?» Остальные по очереди делают подсказки. Например, если задумали Наполеона, подсказки могут быть такими: «Ты маленького роста и плотного телосложения», «Ты — великий полководец», «Ты недооценил русскую зиму». После того как все подсказки сделаны, отгадчик имеет право на три попытки. Если он не сумеет отгадать, о ком идет речь, ему говорят ответ. Потом выбирают следующего отгадчика, кому предстоит «вычислить» новую знаменитость.

Камень, ножницы, бумага

более 10 лет 2-10 на 5-15 минут

Двое играющих прячут за спиной руку и складывают пальцы в одно из трех положений. Третий говорит: «Раз, два, три», и на счет «три» оба игрока вынимают руку из-за спины. После чего определяют победителя согласно следующим правилам: ножницы режут бумагу; бумагой можно обернуть камень; камень тупит ножницы. Таким образом, если один игрок выберет ножницы, а другой бумагу, то выигрывает тот, кто выбрал ножницы. Если оба выбрали ножницы, на этот кон присуждается ничья. Как правило, о числе конов игроки договариваются заранее.

Конкурс грамотеев

более 10 лет 2-10 более 15 минут

Ведущий читает первое слово из списка, и первый игрок повторяет его по буквам. Если он сумеет правильно произнести слово по буквам за 10 секунд, то получает одно очко, и очередь переходит к следующему. Если он допускает ошибку, то не получает ни одного очка, а ведущий произносит слово по буквам сам и зачитывает следующее слово для второго игрока. (Если игроков много, за ошибку можно исключать из игры.) Игра продолжается по кругу до тех пор, пока не будут названы все слова из списка.

Конкурс грамотеев задом наперед

более 10 лет 2-10 на 5-15 минут

Команды встают напротив друг друга, и ведущий читает слова, чередуя игроков из разных команд. Каждый раз, когда игрок из одной команды говорит слово по буквам, игрок, стоящий напротив, должен сказать: «Верно» или «Неверно». Если слово произнесут без ошибок, а он закричит: «Неверно» или в слове допустят ошибку, а он скажет: «Верно», его исключают из игры, и он выходит из строя. (Каждый раз, когда кто-либо выбывает из игры, игроки «сплачивают» поредевшие ряды, чтобы у того, чья очередь говорить слово по буквам, был «оппонент».) Если оппонент не допустит ошибки, то ему зачитывают следующее слово.

Призраки

более 10 лет 2-10 более 15 минут

Первый игрок задумывает слово (например, бамбук) и называет первую букву — «б». Следующий за ним задумывает слово, начинающееся с буквы «б» (например, «бензин»), и называет вторую букву — «е». Игра продолжается до тех пор, пока один из игроков не назовет букву, которая окажется в слове последней. Игрок, назвавший последнюю букву, теряет одну из своих «жизней» — даже если это случилось по ошибке и он имел в виду другое слово. Если один из играющих не может назвать подходящую букву, он может сблефовать, назвав букву несуществующего слова. Однако, если он замешкается и остальные заподозрят, что он блефует, они могут потребовать, чтобы он назвал слово, которое имеет в виду. Если игрок не сможет назвать слово, то теряет «жизнь», а если сможет, то «жизнь» теряет тот, кто усомнился в его честности. Когда игрок теряет одну жизнь, он становится «призраком на одну треть». Когда теряет вторую, то соответственно «призраком на две трети», ну а когда потеряет и третью, то становится «полноправным призраком» и выбывает из игры.

Суперпризраки

более 10 лет 2-10 более 15 минут

Правила такие же, как и в «призраках», с той лишь разницей, что разрешается добавлять новые буквы и в конце, и в начале слова. Например, первый игрок задумал слово «луна» и назвал букву «л»; второй задумал «ландо» и назвал букву «а», ну а третий задумал слово «магнитола» и назвал букву «о», в результате чего следующему игроку досталось «ола». Ну а в конечном итоге из всего этого получился «шоколад».

Цепочка

более 10 лет 10-15 более 15 минут

Играющие выбирают определенную категорию, например названия городов, цветов, насекомых и т. п. Один из них называет любое слово из выбранной категории. Следующий называет другое слово из этой же категории, начинающееся пи последнюю букву предыдущего слова. Так, один за другим, играющие называют слова, соединяя их по указанному принципу в цепочку. Например, если играют в цветы, то выстраивается, скажем, такая цепочка: мимоза, анемон, незабудка, астра и т. д. На обдумывание дается не более пяти секунд, повторять слова, названные другими играющими, нельзя. Тот, кто не сумеет подобрать нужное слово, выбывает из игры.

Инициалы

более 10 лет любое на 5-15 минут

Играющие садятся в круг. Один из них задает вопрос — будь то конкретный или отвлеченный. Остальные по очереди отвечают, причем ответ должен состоять из двух слов, начинающихся с их инициалов. На размышление каждому дается только пять секунд. Например, если задан вопрос: «Какая твоя любимая еда?» — Лариса Смирнова может ответить: «Луковый суп», а Олег Редькин может назвать, скажем, отварной рис. Когда все игроки ответят, следующий по кругу задает новый вопрос. Тот, кто не сумеет ответить за пять секунд или допустит ошибку, выбывает из игры.

Кто больше?

более 10 лет 2-10 более 15 минут

Играющие садятся в круг, и один из них выбирает любую букву алфавита, например «с». Затем задумывает слово из трех букв, начинающееся с этой буквы, и дает описательное определение этого слова. Например: «Если к букве «с» прибавить еще две буквы, то получится вкусный напиток». Следующий по кругу должен угадать, что это слово «сок», и придумать новое с этой же буквы, но уже из четырех букв. Положим, он задумал слово «сова», которой можно дать вот такое определение: «Если к букве «с» прибавить еще три буквы, то получится птица, которая по ночам не спит». Третий игрок, отгадав слово, задумывает следующее, из пяти букв, например «сапог», и определяет его так: «Если к букве «с» прибавить четыре буквы, получится то, что надевают на ногу». Игра продолжается по кругу до тех пор, пока все не придумают по слову на заданную букву, причем каждое будет на одну букву длиннее предыдущего. Тот, кто не сумеет придумать слова или не сможет отгадать задуманное, выбывает из игры.

Алфавит туриста

более 10 лет 2-10 более 15 минут

Первый играющий говорит: «Я еду в Амстердам» (или любой другой город или страну, начинающуюся с буквы «а»). Следующий по кругу задает ему вопрос: «И что ты привезешь оттуда на память?», на что тот отвечает, например: «Антиквариат». Второй играющий в свою очередь заявляет: «А я еду в Берлин», третий — в Вену и т. д. по кругу. Тот, кто не сумеет назвать город или не ответит на вопрос, выбывает из игры. Если играют дети старшего возраста, игру можно усложнить, называя не один, а несколько предметов, привезенных на память, и за каждый присуждаются очки. Эрудиты, назвавшие, скажем, «брюссельские кружева», «венский пирог», «голландские тюльпаны» и прочие вещи, которыми славятся города и страны, получают дополнительные очки. (В этом случае название предмета может и не совпадать с названием города или страны.)

А я люблю ...

более 10 лет любое более 15 минут

Один из играющих говорит: «Я люблю фрукты, а больше всего