Домино

Игровое поле
В домино можно играть на столе или любой другой твердой плоской поверхности.

Домино
Древние и нестареющие домино произошли от игральных костей, поэтому в играх и терминологии этого раздела вы встретите немало «старых знакомых». Домино представляют собой прямоугольные пластинки из дерева, камня, кости или пластмассы. Традиционно домино изготавливали из камня и кости, поэтому и прижились названия «камни» и «кости» или «костяшки». Лицевая часть кости домино разделена чертой на две половинки, каждая из которых либо чистая (пустая), либо с точками (очками) в разных комбинациях от 1 до 6. Кости с одинаковым числом очков на обеих половинках называются «дублями». Чем больше точек на кости, тем она «весомее» (тем больше у нее очков). Таким образом, дубль-шесть весомее кости 6-5. Кость 0-0 называют «дубль-пусто» или «пустышкой». Кости с разным числом точек на половинках или кости, у которых одна половинка пустая, называют смешанными. В стандартном комплекте домино 28 костей (самый большой дубль 6-6). Существуют комплекты домино из 55 костей (дубль-девять) и из 91 кости (дубль-двенадцать).

Общее описание игры
В одних играх домино игроки выкладывают кости в ряд, пристраивая их по обе стороны от стартовой кости, в других — выкладывают кости с четырех сторон. Как правило, дубли в отличие от прочих костей кладут не вдоль, а поперек ряда. Есть варианты домино, в которых игроки тянут кости только в начале партии и, если у них не окажется подходящей, пропускают ход и сообщают: «Еду» или «Мимо». Существуют игры с так называемым «базаром», то есть резервным запасом домино, лежащих лицом вниз посередине стола, откуда каждый, если у него не окажется подходящей кости, тянет наугад любую.

Общие правила
Как и в картах, в домино жесткое правило: кости — место. Если игрок, делая ход, по ошибке откроет не ту кость, он должен ее выложить, если она подходит к любому из концов фигуры. Игрок может проиграть игру, если: а) в течение двух минут не сделает ход; б) по ошибке пропустит ход; в) выложит кость, которая не подходит (правда, если это останется незамеченным и будет сделан следующий ход, кость в игру принимается); г) по ошибке объявит, что выложил все кости.

Порядок набора костей
Все кости высыпают на середину стола, переворачивают лицом вниз и совместными усилиями перемешивают. Затем каждый тянет наугад определенное число — как правило, семь или пять. За исключением игр, в которых запрещается открывать кости, игроки либо ставят свои кости перед собой на край стола, либо прячут в руке.

Очередность хода
Существует несколько способов определить, чей ход первый: а) игроки поочередно тянут кости, и первым ходит тот, кто вытянет самую весомую; б) один из игроков тянет кость, а его соперник пытается угадать, четное или нечетное число представляет собой сумма очков этой кости; в) игроки тянут необходимое для игры число костей, и первым ходит тот, у кого на руках окажется самый большой дубль или, если дублей нет, самая весомая кость. В большинстве стран играют по кругу по часовой стрелке, а в Латинской Америке — против часовой стрелки.

Конец игры
Игра заканчивается:
а) когда один из игроков выложит все свои кости, о чем громогласно объявит: «Домино!» или «Вышел!»;
б) в играх без «базара» — когда ни один из игроков не может выложить подходящую кость;
в) в играх с «базаром» — когда ни один из игроков не может выложить подходящую кость, а в «базаре» осталось всего лишь два домино.

Победитель

В большинстве вариантов домино играют до заранее оговоренного числа очков. В некоторых играх тот, кто выйдет первым, получает очки по номиналу костей, оставшихся на руках у его соперников. Если игра зашла в тупик («рыба»), выигрывает игрок с наименьшей суммой очков на оставшихся на руках костях, а разница между суммой очков на костях у его соперников и суммой его очков идет ему на счет. Если у соперников окажутся равные суммы очков, играют дополнительную партию. Существуют игры, при которых игроки набирают очки, если выложат такую кость, что на концах фигуры в сумме получится определенное число.

Похожие игры на "Домино":

  1. Тактика
  2. Чикаго
  3. Земля, воздух, вода
  4. Циферблат
  5. Таинственная страна
  6. Кто я?
  7. Мяч в ведре