Хлеб-соль
Цель игры
Познакомить учащихся с фразеологизмами русского языка, имеющими страноведческую ценность (отражающими русскую историю и культуру).
Условия игры
Вариант 1: ведущий дает словесное описание ситуации или речевого контекста. Участники по приглашению ведущего должны назвать соответствующий фразеологизм со словом хлеб.
Вариант 2: ведущий называет фразеологизм со словом хлеб. Участники игры должны подобрать к нему рифму.
Оценивается: правильность использования фраз. Побеждает набравший большее число баллов.
Материал для конкурса: водить хлеб-соль, перебиваться с хлеба на квас, посадить на хлеб и воду, хлебом не корми, даром хлеб есть, есть чужой хлеб, забывать хлеб-соль, отбивать хлеб, хлеб да соль, сидеть на хлебе и воде.
Дополнительно баллы начисляются за лингвострановедческий комментарий, в котором игроки назовут факты русской истории, национального быта, неповторимые традиции, с которыми связано появление фразеологических единиц. Для справок может быть использован лингвострановедческий словарь: Фелицына В., Мокиенко В. Русские фразеологизмы. — М.: Русский язык, 1990.
Расширить материал можно, используя фразеологические единицы с опорными словами: красный, грош, кисель, верста и др.