Детская игра - это занятие, придуманное взрослыми, чтобы дети не мешали взрослым играть в свои игры.

От автора лингвистических игр

Я немало лет работаю с учителями-словесниками, одновременно преподаю русский язык школьникам и студентам; для одних русский язык является родным, для других — иностранным языком.

Все, с кем я общаюсь, говорят, что и обучать языку, и изучать язык — дело трудное, напряженное. И действительно! Отвлеченные, сухие категории! Да и процесс обучения сложен и однообразен.

Естественно, что у меня (как и у многих моих коллег) появилось желание «замаскировать» процесс обучения в игре. А так как основной задачей любого языкового предмета является владение речью, то главное место в этой книге заняли коммуникативные игры, лексический материал для которых отбирался с ориентацией на социальную и культурную жизнь нашей страны. Это позволит участникам игр узнать многое о своей Родине — Украине, о России, так как запоминание и создание речевых образцов будут проходить в речевых ситуациях, требующих страноведческого комментария. Экстралингвистические темы конкурсов, как правило, связаны с интересными темами: спорт, музыка и др.

Здесь впервые включены игры, которые способствуют овладению образными средствами языка.

Расширение сферы современных международных контактов людей обусловило мою попытку включить задания, укрепляющие навыки общения в разных стилях речи.

Я думаю, что по-прежнему актуальны игры, позволяющие повторить «азбуку» этикета.

Форма проведения игр иногда приближена к популярным молодежным телевизионным конкурсам, что даст возможность преподавателям лучше представить себе характер реквизита, необходимого для игры, выбрать оптимальную манеру ее ведения.

Вместе с читателями в лингвистических играх участвуют ^школьница Лиза и ее учительница Виктория Николаевна: они размышляют о важных вопросах языка и речи, ответы на которые «зашифрованы» в лингвистических играх.

Предложенная мною типология игр достаточно толерантна: содержание конкурсов может изменяться (расширяться) преподавателями с учетом конкретной аудитории, этапа и места обучения.