Что? Где? Когда?

Цель игры

Углубить лингвистические знания учащихся, расширить их кругозор на лингвострановедческом материале.
Реквизит: барабан, проигрыватель, карточки с вопросами.

Условия игры

Группа учащихся делится на две-три подгруппы «Знатоков». Игра идет под девизом «Знатоки» против «Знатоков». Определяется ведущий и члены жюри. Называются виды поощрений для победителей.

Включается проигрыватель (любая эстрадная мелодия)—это сигнал «Знатокам»: нужно занять место у барабана Капитан поворачивает барабан, стрелка указывает на номер карточки с вопросом. На обдумывание—одна минута. Отвечают знатоки. Крупье оглашает соображения другой труппы. Жюри определяет победителя.

Примерные вопросы для лингвистического клуба «Знатоков»:

  1. Когда и для выражения какой мысли будут использованы жесты, изображенные на рисунке: «большой палец», «потирание указательного и большого пальцев», «проведение рукой по горлу» и т.д.?
  2. Какие падежи здесь подразумеваются: «падеж-нахлебник», «щедрый падеж», «падеж-работяга»? Когда они используются? Приведите примеры. Кто больше?

Ответ: «падеж-нахлебник» живет чужими вопросами: кого? что? Это винительный падеж.

Никакая родина другая
Не вольет мне в грудь мою теплынь. (С.Есенин)

Вот ужо тебе, павлину,
Мужики нагреют спину… (К.Чуковский)

А медведи, медведи в лесу,
Как увидят мою красу,
Заболеют бедняжки от зависти. (К.Чуковский)

Он стал кликать золотую рыбку. (А.Пушкин)

«Щедрым» можно назвать этот падеж только по его происхождению. Первоначальное значение его должно было обозначать то лицо или предмет, для которого делается что-нибудь: подарок (кому?) дочери, дань (чему?) Родине. Это падеж дательный.

Наконец-то ты, грязнуля,
Мойдодыру угодил! (К.Чуковский)

Малышам в остраску,
В мокрый день осенний,
Написал ту сказку
Я — Есенин. (С.Есенин)

«Падеж-работяга». Творительный падеж потому так назван в русской грамматике, что самым своеобразным его значением является значение орудия, с помощью которого что-либо делают.

Старик ловил неводом рыбу. (А.Пушкин)

Ох, недолго ты гулял,
Красотою щеголял! (К.Чуковский)

  1. Что это?

Ведущий читает описание народных промыслов. После минутного обдумывания команда предлагает свой ответ.

Поощрительные баллы начисляются команде за дополнения к прозвучавшей информации.

Материал для конкурса:

  • Изделия керамических предприятий с майоликой — с многоцветной росписью по белой поливе.
  • Декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: букеты, фрукты, исполненные яркими красками на черном или цветном фоне.
  • Роспись лаковых изделий на папье-маше, выполненная яркими красками по черному фону: характерны тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящество удлиненных фигур.
  • Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель). Отличается тонким растительным узором, выполненным красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону.

Ответы: гжель, жостовская роспись, палех, хохлома.

  1. С какими явлениями национальной культуры стран бывшего СНГ связано слово «белый»? Назовите соответствующие словосочетания.

Ответ: Белая Русь, белая лебедь, белая ворона, сказка про белого бычка, белый гриб, белый хлеб, шито белыми нитками, белые ночи, белый (контрреволюционер), белый уголь, белое золото.

Блиц-тур:

  1. Что такое этикет?
  2. Когда слово этикет «вошло» в русский язык?
  3. Будут ли знаками этикета такие предписания, как уступить дорогу встречному, не опаздывать на свидание, стучать в дверь и просить разрешение войти, не вставать из-за стола, пока хозяйка не поднимется?
  4. Что такое вежливость?
  5. Как соотнести вежливость и этикет?
  6. Вежливо ли здороваться с человеком несколько раз на день?
  7. Как соотносятся этикет и речь?
  8. Можно ли измерять отношения между людьми?
  9. Все ли несловесные этикетные знаки могут быть переданы словами?

Похожие игры на "Что? Где? Когда?":

  1. Музыкальные пары
  2. Суперпризраки
  3. Счастливый случай
  4. Безумные восьмерки
  5. Мысли и чувства
  6. Память
  7. Дальше, дальше...